О, ГОРОД, КТО ДАЛ ТЕБЕ ИМЯ?
Краматорск, пожалуй, единственный в Донбассе город, чье название до сих пор толком так и не разгадано. Над ним уже полвека бьются краеведы, его пытаются объяснить ученые (в том числе с мировым именем), но - увы! - их доводы по-прежнему остаются малоубедительны.
Если закрыть глаза на некоторые несущественные версии, то окажется, что на сегодняшний день печатные источники содержат три принципиально различных толкования названия “Краматорск” или “Краматорская” (так называли железнодорожную полустанцию, положившую начало нашему городу).
Автором первого был местный краевед Н.И.Древетняк. Свою версию происхождения этого названия Николай Иванович обнародовал в 1947 году в книге “Гвардия машиностроителей”. По его утверждению, в районе будущей станции Краматорская в давние времена пролегал чумацкий шлях, и проезжавшие купцы, останавливаясь здесь на отдых, торговали крамом (мелочным товаром). Крамовые торги - так, по словам Н.Древетняка, окрестные жители называли это место. Потом, по мнению краеведа, оно стало первоосновой для названия “Краматорск”. В начале 70-х гг. краматорский историограф уточнит: станция Краматорская “обязана” своим именем исторически сложившемуся здесь названию “Крам на Торе” - якобы так называли место чумацких крамовых торгов у реки Тор (прежнее название р.Казенный Торец).
Вторая версия родом из Алексеево-Дружковки. Школьный учитель географии, кандидат педагогических наук Н.Т.Янко составил “Топонiмiчний словник-довiдник Української РСР”, вышедший в свет в 1973 году, в котором изложил свое видение истоков названия “Краматорск”. По утверждению Николая Янко, в XVIII веке в районе нынешнего города проходил южный рубеж Российской империи. Рубеж, граница - то же, что крома (т. е. кромка, край чего-то), считает автор второй версии. И уверяет, что малопонятное для здешних украинцев слово “крома” в их произношении трансформировалось в слово “крама”, а впоследствии породило ошибочную ассоциацию его со словом “крам” - товар и привело к неправильной трактовке названия “Краматорская”. По мнению же Н.Янко, “топоним “Краматорская” (Кроматорская) произошел от словосочетания “крома Тора” или “крома торская”, то есть рубеж, пересекающий реку Тор”.
Как видим, версии Н.Древетняка и Н.Янко отличаются лишь их толкованиями первой части в названии “Краматорск” (или “Краматорская”, что принципиально одно и то же). Вторую часть оба они, не сговариваясь, связывают с древним названием реки Тор.
Что касается третьей версии, то она была предложена автором этой статьи в 1998 году. Данная версия противоречит двум предыдущим, однако ближе к варианту Н.Янко. Самое главное - она впервые стала результатом осмысления архивных документов. Суть ее сводится к следующему.
Согласно документам, земли, окружавшие город Тор (ныне г.Славянск) в XVIII веке, составляли так называемые “торские дачи”. К югу они простирались на добрый десяток верст и в наших местах достигали урочища речки Дальняя Беленькая (ныне р.2-я Беленькая) - где-то здесь проходила их условная граница (предел, крома - согласно Н.Янко). Это послужило автору основанием, чтобы предположить: название, присвоенное в свое время железнодорожной полустанции, отразило, вероятно, в себе историческую особенность данной местности, являвшейся “кромой Торской”, то есть границей “торских дач”, некогда приписанных к городу Тор.
Как и версии моих предшественников, эта тоже всего лишь предположение. И хотя в ней есть своя логика, она, к сожалению, не подкреплена доказательствами в виде старинных документов, которые бы показывали, что название полустанции бытовало и прежде (пусть даже в иной форме) - например, упоминалось в описании расположенных поблизости помещичьих земель или было зафиксировано, скажем, геологами, топографами и т.п. До настоящего времени еще никому не удавалось обнаружить подобный документ. Поэтому не случайно, что поиски истины продолжаются.
Как мы знаем, наследники помещиков Тарановых-Белозеровых, основаших здесь первые поселения еще в XVIII веке, вплоть до Октябрьской революции 1917 года оставались владельцами земельных участков в непосредственной близости от вокзала ст.Краматорская. Кроме того, документальные реликвии, сохраненные потомками торговца Андрея Подгорного, назвали полное имя некоей помещицы Языковой, чей дом в 1917 году большевики вначале облюбовали, потом конфисковали, а уж затем передали в распоряжение первого Краматорского Совета рабочих и крестьянских депутатов.
У самой станции Краматорская находился земельный участок, сданный однажды кем-то из Тарановых-Белозеровых в аренду некоему господину (или госпоже), чья фамилия была - КРАМ. Что это значит? Если в результате исследования выяснится, что этот Крам арендовал в этом месте землю еще до прокладки Курско-Харьково-Азовской железной дороги, то есть до 1868 года (ведь наша выпись не содержит прямого указания, что сдавала его именно Екатерина Яковлевна, владевшая этими землями с 1901 года), то, по логике, вполне вероятно предположение: в основу названия полустанции Краматорская легла, и, очевидно, небезосновательно, фамилия Крам, принадлежавшая здешнему обитателю. И все - не больше и не меньше, а согласно аксиоме: все гениальное - просто. Спасибо торговцу Подгорному за покупку этого земельного участка. Благодаря ему, может, однажды и закончится гадание “на кофейной гуще” по поводу названия “Краматорск”.